Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
673075, Забайкальский край, Красночикойский район, село Черемхово, улица Центральная, дом 47

Наш адрес
+7(30230) 32-1-24,
+7(30230) 32-1-23

Контактный номер

9 декабря 2022 года ученица 8 класса МОУ «Черемховская СОШ» Ксения Вислогузова приняла участие в Научно-просветительской конференции «Маршрут духовного краеведения. История возрождения храма в селе» с докладом «Храм в селе»

9 декабря 2022 года ученица 8 класса МОУ «Черемховская СОШ» Ксения Вислогузова приняла участие в Научно-просветительской конференции «Маршрут духовного краеведения. История возрождения храма в селе» с докладом «Храм в селе» (руководитель библиотекарь библиотеки-филиала с. Черемхово Альбина Михайлова).

«Черемхово, типичное Забайкальское село, которое образовалось в период бурного прироста населения в Сибири и на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX веков в 1884 году.

Крестьяне строили свои дома и хозяйственные постройки вдоль берега реки Чикой, в два ряда с улицей посредине. Такое размещение села было связано с тем, что первых переселенцев окружал лес. Название «Черемхово» село получило, очевидно, от обилия зарослей черёмухи.

После заселения через 26 лет построили Церковь.

В 1907 году стали строить Старообрядческий Свято-Никольский храм (церковь).

В 1910 церковь начала работать.

Церковь была не достроена, колокола висели на столбах. Был алтарь с восточной стороны, полукругом.

В 1914 году церковь была достроена и стали строить приходскую школу.

Батюшка был старый, священника не было.

Службу вёл Васильев Артамон Васильевич (Михаила Никифоровича Васильева - дедушка).

В 1920 году прибыл священник Игнашов Парфентий Иванович с Калганского района село Дано.

Прослужил до 1935 года. В 1935 году ему дали предписание: «Если откажешься от Церкви и от совершения обрядов на дому, то рестовывать не будут.»

От отказался и не стал совершать обряды. Храм закрыли, но он был не тронут, всё было на месте. Семейские с села Энгорка, села Поварни, села Могзона и ближних деревень ходили в эту Церковь.

В начале марта 1935 года, первая неделя поста, все прихожане деревень пришли на исповедь и на причастие. И упросили священника Парфентия Ивановича исповедать, причастить и он согласился. И во время службы начался разгром. Двое черемховских: Капустин и Матвеев, двое из села Афонькино: Михайлов и Куприянов и два милиционера из г. Хилка.

Батюшку за волосы выволокли из алтаря. Батюшка успел, увидев в окна милицию, отдать антимист – мощи святого, книги пристольные и псалтарь Михайловой Агрипине Максимовне жительнице с. Афонькино. И наказал ей, что придёт время: сохрани и передашь в Черемховскую Церковь.

Хранила в амбаре. В 1964 году в апреле Агрипина Максимовна умерла на 109 году жизни. И наказала дочери, чтобы не было кощунства над святыми, положить всё в гроб (положили по её наказу).

У неё спрашивали, что такое антимист, она говорила, что это золото. А ещё говорила антимист – это паспорт Церкви.

К Агрипине Максимовне стал ездить Ильин из Бурятии (бывший житель с. Афонькино) и просить антимист продать. Но Агрипина Максимовна ответила, что это паспорт Церкви, почё он тебе? Он отстал. Умная, рассудительная была.

С Церкви выставили рамы и стали выбрасывать иконы, люди просили отдать, но их им не давали. Более 600 икон. Иконы кололи и поджигали. Снимали кресты, было три креста. Самый большой стал рубить Куприянов из с. Афонькино и упал, сломав позвоночник.

Кое-кто унёс иконы, спас Кожемякин Семён Алексеевич, сохранил и сейчас иконы в нашей Церкви. Несколько икон увезла Матвеева Анастасия домой (заложила иконы соломой и на конных санях увезла). Спрятала в зимовье, зимовье было большое. Был обыск по доносу, но их не нашли. Она заложила их табаком. Позже их сожгли в сельском совете в 1940 году. В 1940 году зимовье продали колхозу, приехали разбирать Быков Ефим Петрович и Колесников Афанасий. Крышу сняли, табак собрали, а там иконы. Но нашелся человек, который донёс в сельсовет об иконах. Забрали иконы, раскололи и вытопили печь. В Церкви был иконостас (большие иконы). Забрал Курсинов Иван Осипович и сделал дома перегородку в спальню (получается спас). Стали приходить люди и ругать его, что грех это делать, он взял иконы и отпустил по р. Чикой. А в село Зашулан перевезли Черемховскую Церковь и сделали клуб, а две иконы попали туда. С одной сделали стол в клубе. А с другой сделал ступеньки в амбар Иванов Леон (родственник Дерюгиных). Была у них дочь, и подружка этой дочери говорит: «Так нельзя это делать». И они в ночь оторвали икону и отпустили по реке Чикой (спасли). В 1991 году хотели перевести Церковь в село Черемхово, но село Зашулан сгорело. И Церковь сгорела дотла. Церковь (клуб) стояла без окон и дверей, скот приходил туда жаровать.

В данный момент Церковь работает, здание под Церковь передал в 1999 году Промхоз. Церковью заведует Иванов Виктор Филиппович 17 февраля 1952 года рождения.

Записано со слов иерея Иванова В.Ф. в 2020 году 5 октября.

В данный момент иерей Иванов Виктор Филиппович исповедует и ведёт службу. Проводит крещение младенцев и взрослых. Крестят своих детей и бывшие жители сёл, в данный момент проживающие в других регионах и городах Забайкальского края. Вед1т праздничные, воскресные службы, венчания. Благословляет на ратную службу ребят, идущих в ряды Российской Армии.

Проводит освещение воды на Крещение, освещает дома и здания после капитального ремонта.

Проводит обряды, провожая в последний путь усопших ближних сёл поселения.

В Церкви есть иконы, которые сохранились у людей со старой Церкви. 9 икон, иконы передали: Куприянов Николай Георгиевич, Назарова Валентина Николаевна, Кожемякина Нина Ефимовна.

Иконы на удивление сохранились почти все в хорошем состоянии с учётом того, сколько предположительно им лет.

Записано со слов иерея Иванова В.Ф. в 2022 году 17 ноября.».